4 октября проводы Водяного.

Модераторы: L e x u s, WiseU

Ответить
Аватара пользователя
Levsha
Проходил мимо
Проходил мимо
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 02 май 2014, 16:38

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Levsha » 06 окт 2014, 20:36

Уважение к Водяному – старая традиция древних славян

Расскажу, почему славяне так чествовали водяного Духа, главного среди русалок. Для народа, что селился подле моря, рек, озер, естественно общаться с Душой этих мест. Водяной – неотъемлемая часть жизни славянина.

Водяной и Мельник

Дедушко - водяной (водовик, водяник) обитает в глубине озёр, омутов, водоворотов, любит развлекаться под мельницей, подле самого колеса. Есть мельница – есть Водяной, если у мельницы несколько постав, то у каждого колеса свой хозяин – Водяной. Неугомонного Духа заметно, когда колесо крутится и брызжет водой – это Водяной сидит на самом верху и руки подставляет.

Старая традиция древних славян считает, что Мельник – должен быть непременно колдун, должен дружить с водяными духами, возле мельницы благодаря этому всегда всякие чудеса происходят. Если мельник дружен с Водяными, то исправна всегда будет мельница, станет давать большие доходы. Если вдруг мельник рассорится с Водяным, то, конечно, мельница будет останавливаться. А пуще того рассердится Водяной – может обобрать пальцы у шестерного колеса, или, того пуще, прососёт дыру — тут вода и уйдёт из пруда. Ну а еще рассерженный Водяной может и вовсе вздуть воду весной с так сильно, что совсем снесёт постройку. Водяной, судя по традициям и обрядам, так же важен для мельницы, как Домовой для дома.

Какой он, Дедушко Водяной?

Надо сказать, что на мельницах Водяные развлекаются, а живут в глубине вод, в больших хоромах. У них, кстати, есть стада овец, коз, коров, их водяные пасут на лугах возле водоёмов по ночам. Водяные женятся на русалках, от этого брака рождаются дети. Сказывают, что однажды рыбаки сетью вытащили из Двины ребёнка. На суше он томился, грустил, в воде резвился, играл, подолгу плавал без воздуха. Это оказался ребёнок Водяного. Дите отпустили с просьбой пригонять как можно рыбы в сети, и это с тех пор свято соблюдалось.

Известно по сказам, что Водяного можно вполне встретить на суше. Вот, например, когда его супруга рожает, Водяной частенько ходит за повивальной бабкой, принимая вид обыкновенного человека. Внимательный наблюдатель легко его отличит – ведь с левой полы одежды капает вода, и где он посидит, оказывается мокро. На суше сила Водяного слабеет, в воде Дедушко силен неимоверно.

Хозяин вод, Водяной повелевает рыбами, сберегает пловцов в непогоду, даёт рыбакам прекрасный улов, направляет лодку к родным берегам. Но он склонен к злым проказам. Кто пугает скотину на водопое, заманивает пловцов в водовороты, размывает плотины и гребли, переворачивает лодки, разрывает рыболовные снасти? Всё он!

Вот, любимая злая шутка, что частенько проделывалась над нашими рыбаками. Поднимут невод, а в ней – водяной дед. Захохочет, разорвёт прочную снасть, выплывет обратно в воду, а за ним – весь ночной улов.

Традиции и обряды встречи и проводов Водяного

Сегодня праздник Водяного. Традиции и обряды этого праздника основаны на представлении, что Водяной летом бодрствует и шутит шутки, зимой же спит подо льдом. С началом весны Водяной, чувствуя пробуждение природы, пробуждается, злой и голодный. С досады он часто ломает лёд на льдины, срывает плохое настроение на рыбе, гоняя её в разные стороны, мелкую совсем может замучить. Поднимает воду в реке и она несётся, срывая мосты, мельничные снасти, гати, прибрежные склады. Славяне, понимая, принимая этого природного Духа таким, как он есть, договарились о мирном сосуществовании, принося Водяному жертву.

Афанасьев А.Н. в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет о традициях и обрядах жертвоприношений, связанных с Водяным:

Крестьяне покупают миром лошадь, не торгуясь в цене; три дня откармливают ее хлебом и конопляными жмыхами; потом спутывают ей ноги веревкою, на шею надевают два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь
опускают в прорубь (если стоит еще лед) или топят среди реки (если лед прошел).

Рыбаки как-то обходились без таких жестокостей.

Рыболовы чествуют водяного жертвенным
возлиянием; старший из них выливает в реку масло, приговаривая: «вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье! люби да жалуй нашу семью».

Хорошо ли плохо пройдет лето, это другой сказ, но вот наступает октябрь. Время проводов на зимний сон. Время благодарностей за добрые дела в течение лета.

Мельники, чтобы Водяной не разорвал плотины, однажды в год, осенью, приносят ему в дар гуся; кто этого не делает, того он замучивает во время сна, а плотину наверно размоет. Как петух, служивший символом огня, был посвящен домовому и считался лучшею для него жертвенною яством, так гусь, представитель водной стихии, посвящался Водяному.

Вот что записали этнографы у нас на Севере уже в двадцатом веке.

─ Я была сторожем два года. Иду поздно, вдруг с плота как вытянется, как в воду хлопнется! Такой весь, как в черной шубе. Или это водяник, или уж не знаю.

─За водой ноцью ходить нельзя, в колодце мужчина стоит, водяной.

─ У меня мать шла домой, подходит к деревне, а там пруд. Она глядит, тащит сила лошадь за хвост. Это чудо водяное было. Ее на берег вытащат, а она опять в воду упадет. Видно, так надо было.

─ А водяной? Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да. Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот сентябрь, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим годом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есь люди, которые по судьбе должны туда идти.

Вот такие они, традиции древних славян!

Двадцать второго сентября (четвертого октября по новому стилю) носили подарки Водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью». И ещё гуся откормленного.

Вот что сказывали:

─ А водяной? Он, верно, зеленый весь. Ну, так всегда в воды, так как же! С бородой, да. Говорит, как человек, только зеленый весь. Он тоже плохой, но и хороший бывает. Вот сентябрь, так надо ему подарки нести, бросать в реку, чтоб не трогал никого этим годом. Может, тогда и не утащит. Но ведь есь люди, которые по судьбе должны туда идти.

Вот такие сказки про Духа воды Водяном рассказывают славяне. И это часть нашего знания о природе, в самом сердце которой мы живем, трудимся, растим детей. Так будем чувствовать биение этого огромного щедрого сердца, и откроем свои сердца навстречу ритмам Природы.

Аватара пользователя
Колян
Завсегдатый
Завсегдатый
Сообщения: 1343
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 17:47
Награды: 1
Откуда: г.Киров Филейка
:
За вклад в развитие
Контактная информация:

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Колян » 03 апр 2015, 16:00

В продолжении темы!


ВОДОПОЛ (ИМЕНИНЫ ВОДЯНОГО). ПРОБУЖДЕНИЕ ВОДЯНЫХ И РУСАЛОК.
3 апреля - Водопол (День Водяного) – пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна. Примерно с этого времени славяне ожидали начала ледохода и разлива рек.
Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Днем Водяного, Именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной - в третий день цветеня (апреля) на Руси привечали пробуждение от зимней спячки Водяного, русалок и всей водной живности.
В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного, утапливая чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь. Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.
В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью». По этому поводу существовала и примета: когда в этот день рыбаки приносили Водяному корм, то обязательно примечали: «Если лёд в этот день не тронется, то и рыбный лов в этом году будет худой».
Водяной дедушка - хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна - самого сильного божества. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников.
Правоверные христиане отмечали 3 апреля Никиту Водопола. Ему предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) – собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно – ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины – наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы – подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».
Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего "нечистого", ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода "выталкивает" из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой.
Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что "виновному" вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех "участников". Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка "вывести на чистую воду". Позже появился обычай бросать в воду ведьм (или вообще заподозренных во грехе): если со связанными руками всплывает, значит, виновен, если начнет тонуть - то надо спасать безвинную душу.
Хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца - воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной "срастался" со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это "хозяин" ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло. В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.
Будучи "хозяином", водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа "потустороннего" передавалась месту. Чем заботливей был "хозяин", тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. В народе водяного называли "водяник", "водяной хозяин", "водяной черт", "дедушка водяной", "топельник", "волосатик", "навной".
Слава Родным Славянским Богам и Предкам наша!


Может лошадь у цыган купим?! :-)

Отправлено спустя 1 минуту 52 секунды:
Тут,походу, числа приведены по старому стилю. :du_ma_et:
Избавляйся от привычек стрелять рыбу меньше спичек!

Аватара пользователя
Naytilys
5
5
Сообщения: 416
Зарегистрирован: 15 май 2011, 21:04
Откуда: Киров
Контактная информация:

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Naytilys » 03 апр 2015, 22:03

Все обряды на Руси проводили специально обученные люди - Волхвы, так что прежде чем топить лошадь нужно найти Волхва иначе можеш стать рабом водяного :-)
И только потеряв все - ты обретешь свободу

Аватара пользователя
Миша Ш.
Завсегдатый
Завсегдатый
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 08:46
Награды: 1
Откуда: г.Киров, проживаю на Подгорной у трамплина
:
За вклад в развитие

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Миша Ш. » 04 апр 2015, 21:46

Колян писал(а): Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь.В народе водяного называли "водяник", "водяной хозяин", "водяной черт", "дедушка водяной", "топельник", "волосатик", "навной".
Предкам наша!

кОЛЯ ОТКУДА

Аватара пользователя
Колян
Завсегдатый
Завсегдатый
Сообщения: 1343
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 17:47
Награды: 1
Откуда: г.Киров Филейка
:
За вклад в развитие
Контактная информация:

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Колян » 04 апр 2015, 22:00

Миша Ш. писал(а):
Колян писал(а): Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь.В народе водяного называли "водяник", "водяной хозяин", "водяной черт", "дедушка водяной", "топельник", "волосатик", "навной".
Предкам наша!

кОЛЯ ОТКУДА
Миша от куда ,что? :-)
Избавляйся от привычек стрелять рыбу меньше спичек!

Аватара пользователя
Миша Ш.
Завсегдатый
Завсегдатый
Сообщения: 789
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 08:46
Награды: 1
Откуда: г.Киров, проживаю на Подгорной у трамплина
:
За вклад в развитие

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Миша Ш. » 04 апр 2015, 22:28

Коля, то что выделил и скопировал. От кудава первоисточник?

Аватара пользователя
Колян
Завсегдатый
Завсегдатый
Сообщения: 1343
Зарегистрирован: 27 мар 2011, 17:47
Награды: 1
Откуда: г.Киров Филейка
:
За вклад в развитие
Контактная информация:

4 октября проводы Водяного.

Сообщение Колян » 04 апр 2015, 23:09

Миша Ш. писал(а):Коля, то что выделил и скопировал. От кудава первоисточник?
Из группы в соцсетях о Родноверах.
Избавляйся от привычек стрелять рыбу меньше спичек!

Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей